ТРЕНЕРСКАЯ РАБОТА ПО БИЛЬЯРДУ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ ТРЕНЕРА.

ТРЕНЕРСКАЯ РАБОТА ПО БИЛЬЯРДУ.  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ ТРЕНЕРА.

Автор Сергей Бауров

 

Вступление

Поводом для написания данной статьи послужила дискуссия на одном из бильярдных форумов, где активно обсуждалось, каким должен быть хороший тренер по бильярду. Дискуссия быстро зашла в тупик, так как приводимые аргументы порой противоречили сами себе. Какими качествами должен обладать хороший тренер? Должен ли он быть практиком-спортсменом или учителем-теоретиком? Почему играющие спортсмены не столь успешно преподают, или что чаще, вообще не занимаются преподавательской деятельностью? Является ли победа игрока заслугой тренера или же всё определяется по большому счёту лишь талантами самого игрока?

Имея опыт преподавательской работы на бильярде, мы постарались ответить на эти и другие вопросы с нашей точки зрения, не претендуя на абсолютную истину в высказываниях. Это лишь наш обобщенный опыт и рекомендации.

 

Функции тренера

Тренерская работа может быть направлена на подготовку профессионалов (участие в турнирах, коммерческих играх, различных соревнованиях) и обслуживание интересов любителей бильярда. Это разделение несколько условно, так как часто любители бильярда настолько сильно увлекаются игрой, что становятся в последствии профессионалами. В зависимости от этого по-разному распределяются и акценты в тренерской работе.

Для тех, кто только начинает интересоваться бильярдом, необходим очень мощный импульс, стимул, вдохновение. И в этом процессе главную роль играет тренер, который может не просто научить базовым техникам и правилам игры, но и серьезно увлечь бильярдом, воодушевить к активным тренировкам. При этом очень важно на ранних этапах обучения дать безукоризненно правильные руководства по технике, стойке, положению рук, движениям, чтобы потом, впоследствии ученику не пришлось переучиваться. Неправильная постановка удара может со временем закрепиться до автоматизма, и для последующей корректировки моторики придется уже потратить значительные усилия. Поэтому необходимо сразу учиться правильной технике и закреплять её в игре.

В профессиональном бильярде тренер должен обладать не только необходимыми знаниями и умениями, но и быть хорошим психологом, высоким авторитетом и Учителем с большой буквы. Ведь только настоящий тренер может настроить будущего чемпиона на победу, развить у него волевые качества и уверенность в себе. Работа тренера – это в первую очередь призвание и особый талант.

Часто главной задачей профессионального игрока становится подготовка к конкретному соревнованию. И тренер учит спортсмена регулировать свое состояние, вооружает его стратегическим и тактическим планом, осуществляет контроль, поддержку и анализ игры. Результаты тренерской работы дают реальные основания для приобретения игроком уверенности в себе и объективной готовности к победе.

Таким образом, отвечая на вопрос «Должен ли тренер быть хорошим игроком», мы с уверенностью заявляем, что тренер, безусловно, должен хорошо играть, знать всё о бильярде, но тренер не обязан показывать выдающиеся результаты в игре. Умение хорошо играть является необходимым, но отнюдь не достаточным качеством тренера. Помимо этого тренер должен обладать целым спектром знаний и особых навыков, быть аналитиком, психологом, обладать определённым темпераментом, уметь принимать оперативные и обоснованные решения. Ну и конечно же тренер должен обожать свою работу, быть убежденным фанатом своего дела.

Общие рекомендации по выбору тренера

Как правило, первое общение с тренером происходит по телефону. Не каждый ученик может позволить себе объезжать бильярдные клубы и скрупулезно выбирать тренера. Но даже если вы случайно увидели тренирующего человека в клубе, подошли к нему и заговорили о возможности обучения, то вы действуете в этом случае больше по наитию, собственному ощущению, поскольку лишены объективной информации о тренере, его заслугах, рекомендациях. Это не означает, что таким образом вы не найдёте хорошего тренера. Но мы хотим сформулировать нескольких рекомендаций и советов, которые возможно помогут вам избежать ошибок, разочарований, и свести к минимуму риск неоправданных ожиданий.

Важно отметить, что количество рекламы и пиара в Интернете не являются показателями качества предоставляемых услуг. Высокая цена также не может быть абсолютной гарантией качества обучения, поскольку образуется условно, в соответствии с конъюнктурой рынка и оценки личного времени самого тренера (включая материальные затраты на аренду стола и другие расходы).

Наиболее весомым фактором при выборе тренера могут служить рекомендации, полученные от ваших друзей и коллег. Эта информация гораздо ценнее, чем любой красочный плакат или рекламный баннер. Однако в любом случае необходимо составить собственное впечатление от общения с тренером, ведь вам придется достаточно много совместно работать, доверять тренеру. Поэтому, если разговаривая с тренером, вам не нравится его манера общения или вы по каким-либо причинам испытываете дискомфорт, не стоит проводить эксперименты, даже если этого тренера вам рекомендовали друзья. Вполне возможно, что именно вам нужен другой тренер.

Если после первых минут общения с тренером вы чувствуете определенную симпатию, серьезный подход к делу и доверительное отношение, поинтересуйтесь у тренера об используемых им методиках, опыте тренерской работы, режиме тренировок. Деликатно спросите о его заслугах, достижениях в тренерской работе – хорошему тренеру будет что рассказать. Не бойтесь задавать, как вам кажется наивные или простые вопросы. Часто именно в них содержится очень важная информация, и именно «простые» вопросы на поверку оказываются самыми сложными.

Хороший тренер, как правило, имеет плотный рабочий график, поэтому вполне возможно, что не располагает временем заниматься с вами именно в те дни, которые удобны лично вам. Постарайтесь все же договориться о первой тренировке, так как это очень важный этап. Возможно, в дальнейшем при личном общении тренер сумеет скорректировать и свой график или предложить удобный для вас вариант.

На начальном этапе обучения целесообразно выбрать индивидуальную форму занятий с тренером, для того, чтобы наиболее эффективным образом проработать все движения, все элементы техники. Именно при индивидуальной форме обучения возможен самый тщательный контроль тренера. Следует отметить, что индивидуальные занятия могут показаться на первый взгляд намного дороже групповых, однако это не совсем так. При изначально более высокой стоимости индивидуальных занятий они являются несоизмеримо эффективнее групповых. Поэтому тренируясь в индивидуальном режиме, вы достигните результатов гораздо быстрее, нежели занимаясь в группе, что, в конечном счёте, сэкономит не только время, но и деньги. Групповая форма обучения может быть полезна уже на стадии владения базовыми техниками, когда возникает необходимость в отработке упражнений и увеличении длительности практических занятий.

Тренер не должен навязывать свои услуги, и если по каким-либо причинам вы не подтвердили своё намерения обучаться или решили прервать на некоторое время занятия (на это могут быть самые разные причины), тренер не должен терроризировать вас звонками. Опытный тренер всегда понимает, что в тренировочном процессе бывают периоды спадов и подъемов, и хорошо чувствует моменты, когда необходимо оказать активную поддержку, приободрить, стимулировать, а в иных случаях и наоборот не вмешиваться в естественный ход событий.

Следует отметить, что особая специфика заключается в проведении занятий для детей. Не каждый тренер, работающий со взрослыми, умеет хорошо работать с детьми – в этом действительно есть очень большая специфика. Поэтому к выбору тренера для вашего ребенка подходите с особой тщательностью. Узнайте, ведет ли тренер детскую группу. Для детей это наиболее предпочтительная форма обучения на первом этапе.

Заключение

Возможно само понятие «идеальный тренер» слишком абстрактно, ведь в реальной жизни не существует совершенных людей. Поэтому будем считать, что идеальный тренер – это тот, который идеально выполняет свою работу. И критерием здесь являются не только ваши результаты в игре, но и мотивация, стремление к победе, желание заниматься бильярдом, получения удовольствия от игры.

Помните, что тренер может скоординировать ваши действия, сделать ваши тренировки эффективными, направить вас на победу самым кратчайшим и оптимальным путём, но ни один тренер, даже самый выдающийся, не сможет сделать работу за вас. Тренер может мотивировать вас к тренировкам, но основные усилия должны сделать именно вы, чудес не бывает.

При этом по нашему глубокому убеждению для достижения высочайших профессиональных результатов в игре, серьёзных побед, необходима работа команды. Это, в первую очередь, и сам ученик, и тренер, и люди, организующие техническое обеспечение тренировочного процесса, это родные и близкие, оказывающие весьма важную и необходимую поддержку, это конечно же федерация, за которую выступает спортсмен, это могут быть и спонсоры, и организаторы, и друзья, в общем все те, кто так или иначе способствуют общему делу – подготовке и успешному участию спортсмена в соревнованиях.



Возврат к списку