Вторая страсть капитана 1-го ранга — флот

В воскресенье, в эфире телеканала НТВ (программа «Центральное телевидение», 20.50) выступил колумнист журнала «Бильярд Спорт», член Призидиума МКБС - Николай Ратозий, исследователь истории русского бильярда. Вторая страсть капитана 1-го ранга — флот. Он расскажет об истории легендарного крейсера 'Аврора', который с 1 декабря выведен из состава Военно-морского флота и переведен на баланс Военно-морского музея. Николай Васильвич прокомментирует это решение — со знанием дела.

Николай Ратозий с 1956 по 1959 гг. являлся старшим радистом крейсера «Аврора».

Имя – Аврора, возраст – бессмертен;
В металле рожденный, в боях закаленный,
Российской державы военный корабль!...

Этими патетическими словами начнем представление славной истории легендарной «Авроры», судьба которой неразрывно связана с отечественным кораблестроением, боевыми подвигами военных моряков и прочностью российского металла. В этом году корабль-герой отметил 110-летие со дня спуска «Авроры» на воду. Из большой когорты славных кораблей наших военно-морских сил «Аврора» — самый старый ветеран. И он ни разу на своем веку не позволял спустить свой боевой флаг перед врагами нашей Родины.

Это единственный оставшийся в живых старинный русский крейсер, построенный руками корабелов Петербурга из самой лучшей в мире стали и брони. Он прошел закалку при Цусиме и в двух мировых войнах, не раз горел, был изрешечен бронебойными снарядами, полузатоплен был в боях под Ленинградом, не раз облит матросской и офицерской кровью и — выжил. Вопреки всему.

Морякам «Авроры» выпало участвовать почти во всех гражданских смутах и конфликтах XX столетия, и тем не менее не пасть лицом перед простым народом, войти навечно в русскую историю.

«Авроре» было суждено стать в октябре 1917 г. флагманом революционного движения на флоте, произвести холостой выстрел — сигнал при штурме Зимнего, последнего оплота временных правителей. И в этом акте не было тогда крамолы. Авроровцы открыто поддержали дух восставшего народа.

Буквально через день об этом выстреле команда крейсера через газету «Правда» от 27 октября 1917 г. сделала следующее заявление, обращаясь ко всем гражданам Петрограда: «Мы заявляем, что пришли не громить Зимний дворец, не убивать мирных жителей, а защищать от контрреволюционеров и, если нужно, умереть за свободу и революцию… что же касается выстрелов с крейсера, то был произведен только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающий их к бдительности и готовности. Просим все редакции перепечатать!»

Можно выразить лишь сожаление, что почему-то никто из тогдашних газетчиков не прислушались к правому голосу авроровцев. Зато было угодно плодить мифы и клеветать на миссию, предписанную крейсеру историей Октябрьского переворота.
Как бы то ни было, но с тех суровых, грозных дней судьба распорядилась: быть «Авроре» символом у новой эры — эры рождения Великого Октября. Крейсер был дважды удостоен высших наград страны Советов, в 1927 г. стал Краснознаменным, а в честь 50-летия советских Вооруженных Сил (1968 г.) был награжден самым почетным для «Авроры» орденом — «Орденом Октябрьской революции», на котором изображен знакомый силуэт самого крейсера.
Как было подчеркнуто в Указе Президиума Верховного Совета СССР, легендарный крейсер удостоен этой высокой наград: «За выдающиеся заслуги моряков — авроровцев в Великой Октябрьской социалистической революции и защите ее завоеваний, а также за плодотворную работу по пропаганде боевых и революционных традиций…»

Ну что ж, традиции у моряков — авроровцев действительно всегда были на высоте — огромны, как, впрочем, и сам ветеран-корабль, его броня и боевая мощь.

Броня и сталь для священной «Авроры»
Бронепалубный 28-пушечный крейсер 1-го ранга «Аврора», водоизмещением 6,731 тыс. т является детищем петербургских корабелов и металлургов, одним из лучших образцов стального корпусостроения эпохи броненосных кораблей военно-морского флота России. Он был заложен 23 мая 1897 г. на верфи «Новое адмиралтейство» по проекту и чертежам конструкторов судостроительного Балтийского завода и строился в течение трех лет. Руководил постройкой известный русский инженер-кораблестроитель К.М. Токаревский. Символично, что новый бронепалубный крейсер парового флота был пророчески назван «Аврора» (по древнегреческой мифологии — богиня утренней зари), но это была дань и почести славному русскому парусному 56-пушечному фрегату «Аврора», героически прославившемуся в 1854 г. при защите Петропавловска на Камчатке от нападения англо-французской эскадры, вошедшей в летопись кораблей — героев ВМФ России. Для постройки нового корабля на Андреевском и Ижорском заводах выплавлялась специальная сталь и броня, на Франко-русском построили паровые машины, на Обуховском была изготовлена боевая артиллерия.

Корпус корабля клепанный, выполнен из листовой и профильной углеродистой стали. Механические свойства и химический состав этой стали отражали передовые достижения металлургии того времени.
В целях защиты металлического корпуса от коррозии подводная часть корабля обшивалась деревом, а поверх того — латунными листами. Предусматривалась также и защита машин, паровых котлов и артиллерийского погреба, броневой палубой, собранной на заклепках в виде панциря черепахи, толщина листов которого достигала от 38 до 63,5 мм.

Броневые листы размером 800—900×4000—5000 мм изготавливались из никельсодержащей стали повышенной пластичности. Она характеризуется высоким уровнем вязкости брони при попадании снаряда.

Вся эта трехпалубная металлическая плавучая крепость длиной 126,8 м, шириной 16,8 м, при осадке 6,4 м выглядела по тому времени в собранном виде эталоном прочности и долговечности.

Как и любой военный корабль, «Аврора» имела артиллерийское вооружение: восемь 152-милиметровых орудий главного калибра, 24 75-миллиметровых орудий, две 63-милиметровые и восемь 37-миллиметровых пушек. Кроме того, на борту крейсера была установлена противоминная артиллерия, три торпедных аппарата, один надводный и два подводных для стрельбы торпедами, калибром 381 мм и длиной 5,185 м.

Особое внимание при строительстве крейсера «Аврора» уделялось принципиально новой конструктивной схеме броневой защиты носовой и кормовой боевых рубок на верхней палубе корабля. Важным показателем мореходности корабля явилась мощность трех паровых машин, составляющая 11,61 тыс. л.с., которые при скорости от 10 до 20 узлов могли обеспечить дальность океанского плавания 4 тыс. миль (7,4 тыс. км) — это было новым достижением российского кораблестроения начала XX в.

В качестве технических новаций было и то, что на «Авроре» в числе первых была установлена аппаратура для осуществления радиосвязи, изготовителями которой были мастера Кронштадта во главе с А.С. Поповым.

Строительство новейшего крейсера 1-го ранга в броне и стали составило по тем временам около 7 млн руб.

По завершении строительно-сборочных работ, 11 мая 1900 г. «Аврора» была спущена со стапелей завода на воду, что явилось знаменательным событием в истории не только завода и военно-морского флота, но и всей России.

На торжествах по случаю рождения новой «Авроры», прошедших под громкое «Ура!» и звуки оркестровой музыки, гимн России, лично присутствовал Его Величество Император Николай Второй. Об этом событии тогда писали все петербургские газеты. Еще более важным событием в истории этого корабля — красавца того времени, явилось 16 июня 1903 г., когда после испытаний машин и механизмов в море, а также проверенных боевых средств на полигоне, в гавани Кронштадта над «Авророй» были торжественно подняты Андреевский флаг, гюйс и вымпел, что свидетельствовало о вхождении боевого корабля в строй военно-морских сил России. Экипаж корабля состоял из 578 человек, из них 20 офицеров и девять кондукторов.

Испытан на прочность в боях и походах…
Сложилось так, что наши соотечественники, да и не только, если и знают что-то героическое об «Авроре», то в основном как о корабле Революции, и уж совсем немного о его прошлой боевой истории. А ведь именно с боевых страниц начиналась первичная слава и горечь «Авроры», судьба которой неотделимо связана с вековой судьбой и не простыми вехами истории нашей страны.

Первое боевое крещение новейшего по тем временам бронепалубного крейсера Балтийского моря, испытание на прочность его команды и металла произошло, как известно, в одном из крупнейших в истории морских сражений — Цусимском.

В начале «Авроре» выпало совершить первое заграничное плавание по Атлантическому океану и Средиземному морю, пройти через Суэцкий канал, побывать в Красном море, зайти с визитом дружбы в английский порт Портленд, в греческий порт Пирей, египетский Порт-Саид, а также в порт Джибути на побережье северной части Африки. Эти дальние плавания новейшего русского корабля начала XX в., а также проявленные при этом высокая морская выучка и сплоченность команды дали основания командованию флота считать «Аврору» вполне боеспособным кораблем. В феврале 1904 г. по решению царского правительства он был возвращен из дальнего плавания и включен в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, которой надлежало отправиться в Порт-Артур, как известно, для усиления морских сил России, ведущих боевые действия на Дальнем Востоке с Японией.

Любопытно, что формированием этой эскадры и инспектированием всех предназначавшихся к походу на Дальний Восток кораблей занимался лично Николай Второй, об этом свидетельствуют многие архивные документы и, в частности, записи из дневника царя. Их много с мая по октябрь 1904 г., но некоторые из них характерны, например: «27-го сентября. Понедельник. В 9 часов отправился прощаться с судами. Посетил девять миноносцев в порту. На рейде «Сисой Великий» и «Светлану»… завтракали в 12 часов и затем поехал с Аликс на «Суворова» и «Император Александр Третий».

Оттуда она вернулась на «Штандарт», а я продолжал объезд судов. Посетил: «Алмаз», «Аврору», «Жемчуг», «Дмитрий Донской», «Наварин» и «Адмирал Нахимов»…

Или другая запись, от 11 октября 1904 г.: «Прибыл в гавань в 11 часов и поехали на крейсер «Олег». Простившись и напутствовав офицеров и команду, переехали на вспомогательный крейсер «Урал»…

Заметим, что все перечисленные царем корабли 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием адмирала З.П. Рождественского, в состав которой входил и крейсер «Аврора», вскоре были обречены на неудачу в далеких чужих водах, как это случилось годом раньше с их собратьями: легендарным «Варягом» и «Корейцем».
К сожалению, «Царь-инспектор», благословляя тогда корабельную громаду из 38 самых разных по классу и боеспособности военных судов и отправляя ее на дальние подвиги во славу своей власти на Востоке, вряд ли мог подумать, что уже через восемь месяцев ему придется в своем «дневнике» 17 и 19 мая собственноручно внести такую печальную запись: «Тяжелые и противоречивые известия стали приходить относительно неудачного боя в Цусимском проливе…» Это датировано 17 мая. А 19 мая Царь продолжил: «Теперь окончательно подтвердились ужасные известия о гибели почти всей эскадры в двухдневном бою. Сам Рождественский раненый взят в плен! День стоял дивный, что прибавляло еще больше грусти на душе. Имел три доклада». (Цитируется по книге «Дневники Императора Николая II», М. , 1991 г. — Прим. Авт.)

И все-таки из многочисленной разгромленной японцами русской эскадры, в мае 1905 г., то ли Богу, то ли Истории было суждено испытать «Аврору» боем на прочность, преодолеть кромешный ад и спасти корабль на века…

Первое боевое испытание
Испытание крейсера, его команды и оружия произошло во время Цусимского сражения 14 мая 1905 г. с превосходящими в 2 раза кораблями японского флота. Перед этим моряки-авроровцы испытали тяжелый изматывающий труд по погрузке более 10 тыс. т угля в обеспечение всего восьмимесячного похода от Кронштадта до Цусимы, пережили тропическую жару, океанские штормы, а также скудное питание и ограничения в пресной воде. Пройдя за это время 18,305 тыс. миль, личный состав был измучен долгим пребыванием в тропиках, не имея никакого сообщения с берегом и с Родиной, и был доведен до крайне тяжелого морального и физического состояния. И все-таки бодрость духа и боеспособность авроровцы не теряли, как, впрочем, и моряки других военных кораблей, составлявших 2-ю Тихоокеанскую эскадру.

Особая миссия выпала на крейсерский отряд из восьми русских кораблей, флагманом которых вскоре был назначен крейсер «Аврора». Им пришлось вначале сражаться с 16 броненосными крейсерами главных сил японского флота. Несмотря на то, что в один из моментов перекрестного сражения «Аврора» и «Олег» вышли из боя относительно боеспособными, однако из всех русских крейсеров на их долю выпало наибольшее число повреждений, так как, возглавляя колонну крейсеров, они приняли на себя главный удар противника.

В ходе боя крейсер «Аврора» получил 21 попадание вражеских снарядов. Борт корабля был изрешечен, потеряна скорость хода и маневра; был перебит кабель электрического управления рулем.

Из записей вахтенного журнала за два дня боевых действий узнаем, что снарядами большого калибра был разворочен правый якорный клюз; в борту сделано 15 пробоин, из них две площадью 2 квадратных фута на высоте 4 квадратных футов от ватерлинии; затоплено помещение личного состава, снарядами 6—8-дюймового калибра разворочен правый борт площадью 12 квадратных футов; затоплена вторая угольная яма, корабль получил крен; сбита 37-милиметровая пушка; пробиты носовая и средняя дымовые трубы; изрешечены осколками вентиляционные раструбы; полностью разбиты все плавсредства (катера, шлюпки, вельботы); выведены из строя пять орудий 75-милиметрового калибра и т.д.

Следует отметить, что большие повреждения орудийных прицелов и в особенности произошедшие жертвы среди командиров верхних бортовых орудий, произошли из-за того, что не было в то время броневых щитов. Практически «Аврора» после боя могла быть атакована и пленена японцами, но, к счастью, это врагу не удалось осуществить.

Несмотря на то, что в самом начале сражения, 14 мая, смертельное ранение получил капитан 1-го ранга Е.Р. Егорьев, любимец команды; погибли 16 матросов, 83 члена экипажа получили тяжелые ранения, в том числе штурман, старший артиллерийский офицер и старший минный офицер, «Аврора» продолжала сражаться с врагами.

Отмечая отвагу и мужество авророцев в тех кровопролитных боях, один из офицеров крейсера «Аврора» впоследствии вспоминал: «…Наши команды держались в бою выше всяких похвал: замечательное хладнокровие, находчивость и неустрашимость проявлял каждый матрос. Золотые люди и сердца! Они заботились не столько о себе, сколько о команде, предупреждая о каждом неприятельском выстреле, терзаемые ранами, кровью, матросы не оставляли своих мест, предпочитая умереть у орудий. Даже не шли на перевязку! Посылаешь, а они: «Успеется, после, теперь некогда». (Цитируется по книге В.Н. Буров, В.Е. Юхнин «Крейсер Аврора» Л. 1987 г. — Прим. Авт.).

Ну скажите, разве можно было допустить после такого боевого духа моряков сдаться на милость врагу?! Они так мужественно защищали четь своего родного корабля и его гордое имя, что до последнего снаряда отбивались от девяти японских кораблей, преследовавших крейсерский отряд из трех русских — «Аврора», «Олег», «Жемчуг», пытавшихся израненными продвигаться во Владивосток, чтобы пополнить боезапас и топливо. И только находясь в нейтральных водах Филиппинских островов, все три российских корабля, практически потерявшие боеспособность, вынуждены были войти в порт Манила и оказаться интернированными до конца войны с Японией…

После столь жестоких и горьких испытаний в неравных боях и дальних походах непобежденный стальной крейсер «Аврора» и его героическая команда выстояли и не спустили флаг перед врагом. Хотя израненой, но через год «Авроре удалось вернуться в Россию и пришвартоваться в родном порту в Кронштадте и в 1906 г. встать на капитальный ремонт.
Царь был вынужден был официально выразить всем участникам героических сражений русских моряков в Цусиме, в том числе и авроровцам, свое отношение словами: «От всей души благодарю вас и всех членов эскадры, которые честно исполнили свой долг в бою, за самоотверженную службу России и мне, волею Всевышнего, не суждено было увенчать ваш подвиг успехом, но беззаветным мужеством вашим Отечество всегда будет гордиться» (Цитируется по книге Новиков-Прибой «Цусима» — Прим. авт.).

В огне Великой Отечественной
Самые тяжелые испытания на прочность и живучесть крейсера «Аврора» и проверка боевого духа его новых поколений командиров и матросов выпала в суровые годы ВОВ. И прежде всего в кровопролитных боях при защите осажденного Ленинграда, города, на заводских стапелях которого был заложен и рожден корабль-легенда.

К началу войны «Авроре» было уже более 40 лет с момента спуска корабля на воду. За эти годы он не раз подергался серьезным испытаниям в океанских походах и морских сражениях. Естественно, корабль заметно постарел, износились машины и механизмы, устарело вооружение и средства связи. Поэтому еще в 1940 г. командованием флота было принято решение - в целях сохранения боевой и революционной славы исторического корабля, оставить «Аврору» в составе Балтийского флота и сделать ее флагманским кораблем бригады подводных лодок, в качестве учебно-боевой плавучей базы. Чем собственно и был занят исторический крейсер с 17 октября 1940г. , вплоть до первых дней войны. С ее началом «Аврора» была определена на место с базированием в порту Ораниенбаум (г. Ломоносов ), недалеко от Ленинграда, где и находилась до лета 1944г. Здесь в течение почти трех лет, сокращенной до минимума команде крейсера (25 человек) пришлось бороться за выживание израненного в боях с фашистами родного корабля, а тем из авроровцев, кому выпало сражаться с врагами на суше – не уронить чести и славы моряков легендарной «Авроры». Так оно и было…

С первых дней войны на моряков-авроровцев возлагали очень важные задачи:
а.) Сохранение корабля Революции;
б.) Активное участие в противовоздушной обороне Ораниенбаума и Кронштадта;
в.) противодействие кораблям противника всеми средствами в случае их появления со стороны финского залива.

А такими средствами к концу 1914г. на «Авроре» оставались одно 75 мм. орудие и пулеметы. Ставились задачи и по формированию отдельных штурмовых отрядов из наиболее опытных авроровцев для участия их в боевых действиях против немецкой пехоты на суше, которые к чести и мужественно отличились на многих фронтах и даже были в числе штурмовавших крепости Берлина.
Кроме того, для укрепления оборонительных сухопутных рубежей в районе знаменитой Вороньей горы до Киевского шоссе, авроровцам пришлось снять с крейсера девять орудий главного калибра (130 мм -пушки) и устроить на Дудергофских высотах в составе отдельного артдивизиона спецназначения под кодовым названием батарея «А»(Аврора). Батарея обороняла позицию дол 12 км по фронту. Командирами авроровских орудий были назначены корабельные командиры, лейтенанты: А.А. Антонов, Е.Н. Дементьев, Н.П. Кузнецов и прибывшие моряки из Кронштадта. Командиром орудия № 5, командовал лейтенант А.С. Смаглий, заживо сожженный фашистами, но не сдавшийся на милость врагу.

Сегодня мало кто знает о героических подвигах командиров батареи «Аврора» в боях с немецкими моторизованными частями из Вороньей горы, зато их подвиги воспеваются в песнях Юрия Антонова, как пример – образец мужества и славы защитников Отечества злостных сороковых лет. Им пришлось первыми из авроровцев вступить неравный бой с врагами на подступах к Ленинграду и геройски погибнуть со словами: «Не сдаемся! Мы с Авроры!».
Как свидетельствуют архивные документы комендоры-авроровцы батареи «А» несколько раз наносили разрушительные удары по войскам и боевой технике противника из своих 133мм пушек. Они упорно останавливали продвижение боевых порядков фашистской армии на киевском направлении и не давали им прорваться в сторону Ленинграда с июля до сентября 1941г. Только в течение одного дня моряки-артиллеристы батареи «А» уничтожили 20 танков противника и сотни гитлеровцев. И даже тогда, когда 11 сентября бронетанковым частям удалось прорваться и подойти вплотную к позициям батареи, обстрелять ее массированным огнем с воздуха и танковых орудий, моряки-авроровцы не сдались врагам. Они до последнего снаряда и автоматного патрона отбивались от превосходящих сил фашистов. Никто из авроровцев не сдался и не попросил пощады у варваров и при окружении батареи «А» и в рукопашных схватках. Моряки не позволили завладеть авроровскими пушками, они их взорвали, превратив в груды искореженного металла, за что фашисты израненных и обессилевших героев, связали колючей проволокой, облили бензином и безжалостно сожгли в огне...

Символично, что в память о подвиге командиров (артиллеристов) батареи, где находилось орудие «Авроры» № 1, теперь на Вороньей горе установлен величественный монумент с образцами орудий тех огненных лет. Стало доброй традицией, ежегодно у этих величественных символов стойкости и геройства в День Победы и в честь героического сражения батареи «А», проводить торжественные ритуалы для нынешнего поколения защитников Отечества.

Прославилось и еще одно в годы войны, кормовое, десятое орудие «Авроры». Установленное на специально обустроенной платформе бронепоезда «Балтиец», это орудие и его расчет представляли грозу для фашистов в боях за оборону Ленинграда. Эта подвижная «морская крепость» со 130 мм орудием Авроры с июля 1941 по сентябрь 1944г. на борту, совершила более 100 боевых выходов на позиции противника, 310 раз открывала огонь по врагу. Только за первый год боевой деятельности бронепоездом было уничтожено более 5-тысяч гитлеровцев, 13 артиллеристских и 23 минометных батареи, 69 блиндажей, 32 автомашины с пехотой, 2 танка и 4 самолета противника. Одним словом, на примере подвигов батареи «А» и бронепоезда «Балтиец» можно сказать так: если броня заводская, то сталь людская – сколок легендарной «Авроры», что этой закаленный боями «металл» России непобедим.

Погибали, но не сдавались врагу и другие посланцы «Авроры», сражавшиеся на кораблях в составе Чудской военной флотилии. На вновь сформированных судах этой флотилии, с июля 1941 года воевали в качестве командиров, 35 моряков-авроровцев во главе с командиром БЧ-2 старшим лейтенантом Я. Музырей.

И опять же громили здесь фашистов 5 орудий, тоже снятых с Авроры. 22 июля 1941 г. при обороне боевого участка в Чудском озере, зенитчики с крейсера «Аврора» сбили несколько немецких самолетов, но в неравном бою, в результате атаки десяти фашистских бомбардировщиков, погибли смертью храбрых пять авроровцев: В. Елец, А Мамаев, А. Мартынов, И.Ф. Шаров. Смертельное ранение в этом бою получил и старший лейтенант Я. Музыря. Их корабли не сдались врагу, как не сдавалась в это же время и их родная «Аврора»… Такой же непобежденный выстоял в боях с фашистами и сам бронепалубный крейсер. Все блокадные дни и месяцы «Аврора» также как и ее посланцы на суше, жила своей напряженной боевой жизнью. Крейсер стоял в порту на открытом месте, хорошо просматривался противником, и уже одним своим (историческим) видом вызывал бессильную злобу фашистов. Начиная с 16 сентября вплоть до января 1944г. года «Аврора» неоднократно обстреливалась вражеской артиллерией и ударами авиации, нередко по десять-двенадцать раз в сутки. Схватки были исправными: на крейсере оставались лишь одна 75-мм пушка, зенитная установка и пулеметы. С этим оружием справлялись от 20 до 12 моряков, остальные, как известно, с ленточкой «Аврора» на бескозырках сражались на сухопутных фронтах и других кораблях.

И, тем не менее, обезоруженная, с горсткой смелых моряков на борту, Аврора продолжала сражаться днем и ночью вплоть до снятия блокады Ленинграда. Как свидетельствуют записи вахтенных журналов корабля; 1 декабря 1941г. противник выпустил по крейсеру 56 снарядов, - попаданий 4; Команда выстояла… 22 февраля 1942г., выпущено более 80 снарядов – попаданий 3; команда выстояла, пожар ликвидирован. 14 августа 1943года враг выпустил по кораблю 17 снарядов – попаданий 3, пожар потушен … И так далее… Всего зафиксировано в этих боях свыше 200 снарядов и десятки бомб, сброшенных на «Аврору» фашистами за 900 оборонительных сражений. Корабль получил тысячу триста больших и малых пробоин, одна из них по правому борту достигала диаметром 1,5* 1,5 м, что грозило гибели корабля. Спасая Аврору от затопления, старшина Кострюков и матрос П. Васильев, рискуя жизнью, открыв кингстоны по левому борту в системе артпогребов и затопив левую машину, выровняли крен и умело посадили крейсер на грунт, что было крайне важно в тех драматических условиях. Корабль не опрокинулся и не потерял равновесие до последних дней войны, хотя и был вынужден стоять в полузатопленном состоянии.
Кроме сильных повреждений корабельного металла, на «Авроре» в оборонительных боях с немецкими бомбардировщиками и от осколков снарядов пали смертью героев и ее лучшие защитники-краснофлотцы: И. Николаев, А. Смирнов, К. Зайцев, Л. Моисеев и старшина П. Коршунов. Управлявший огнем командир корабля старший лейтенант Гришин был тяжело ранен, но истекая кровью, не ушел боевого пота и отстреливался от стервятников до последнего патрона пулеметной ленты, подавал пример мужества оставшимся в живых морякам.

Как вспоминал один из активных участников тех боевых событий на своем гордом корабле, бывший краснофлотец Н. Кострюков: «На Авроре не было раненых… Были только живые и мертвые. » (Цит. Газета «На стройке», 1074г. 16 марта).

О стойкости и мужестве авроровцев, спасавших от гитлеровцев честь и славу «Авроры» в годы великой битвы на корабле, на суше и в море, свидетельствуют многие факты, их просто невозможно описать в одной статье. Хотелось бы в конце поведать лишь один пример: Когда в августе 1943г. вражеским снарядом был сбит кормовой флаг «Авроры», то пренебрегая опасностью, под градом осколков и пуль с самолетов, его спас матрос А. Волков и смело водрузил на флагштоке боевое знамя корабля. Этот подвиг молодого авроровца был отмечен наградой, медалью «За отвагу».

Таковы, лишь некоторые страницы из боевой истории легендарного крейсера «Аврора», вписанные подвигами ее моряков в грозные годы Великой Отечественной войны при защите Отечества.
За все годы, этой уже третьей в истории корабля войны, «Аврора» не раз сражаясь с врагами, пылала в огне, ложилась на борт и тонула, вся изрешеченная фашистскими пулями и снарядами, почти обезоруженная и омытая матросской кровью, устояла! Осталась непобежденной «морской крепостью» и не опустила флаг перед сильнейшим противником…. Все это состоялось благодаря прочности стальных людей и закаленного в боях металла, что позволяло крейсеру «Аврора» и дальше плыть в новейшую историю России.

Мирный рейс «Авроры» в будущее…
Сегодня трудно представить, каким изуродованным за годы войны оказался Краснознаменный крейсер «Аврора». Первый советский командир этого корабля в 1920-е годы, капитан 1-го ранга Л.А. Поленов, посетивший свой родной корабль в 1944 г., сразу же после снятия ленинградской блокады, вспоминал: «...Вспоминалась осень 1922 г. Однако то, что увидел теперь, превзошло все мои предположения. В таком ужасном состоянии я не ожидал встретить «Аврору». Внутри корабля нашел большие разрушения. Во многих местах зияли пробоины от разрывов снарядов. Жилая палуба, кочегарки, машинное отделение представляли собой полный хаос…» (Цитата по книге «Второе рождение «Авроры», Л.,1987 г. — Прим. авт.).

И все-таки послевоенная судьба этого легендарного корабля сложилась не менее удачно и обрела на мирном фронте значительную высоту в анналах мировой истории.
Силами военных моряков и корабелов Крондштатского и Ленинградского завода израненный корабль был поднят из затопления и восстановлен в том виде, каким была «Аврора» в 1917 г. На его борту вновь появились 14 орудий той же системы, которой был ранее вооружен корабль (6-дюймовые). Но все внутренние помещения и механизмы старого крейсера уже не были пригодны для его восстановления и возвращения в строй боевых кораблей.

Поэтому Наркоматом ВМФ еще в августе 1944 г. крейсер был передан в качестве учебной базы Ленинградскому Нахимовскому военно-морскому училищу и по согласованию с Ленгорсоветом, после капитального ремонта, в 1948 г. установлен на вечную стоянку на реке Неве против здания училища. Одновременно «Аврора» служила памятником-мемориалом в честь активного участия моряков Балтфлота в Октябрьской революции 1917 г.

Являясь учебным кораблем нахимовцев в течение почти десяти послевоенных лет, на «Авроре» жили и проходили корабельную практику юные моряки-нахимовцы 9-10-х классов, обретали командирские навыки, после чего становились курсантами высших военно-морских училищ, а в будущем — командирами надводных и подводных кораблей, инженерами-кораблестроителями, а некоторые — учеными и адмиралами…

Находясь на так называемой вечной стоянке, крейсер «Аврора» всегда состоял в списках военных судов ВМФ под №1 и, как отдельная воинская часть, имеет боевое знамя — корабельный флаг (дважды орденоносный) и гюйс — принадлежность к кораблям 1-го ранга. На нем всегда была и есть по настоящее время штатная команда из офицеров, мичманов и матросов, поскольку корабль находится на плаву и выполняет особой важности почетную задачу.

Учитывая профессиональный уровень читателей в области металлургии, хотелось бы описать еще несколько страниц из судьбоносного третьего по счету возрождения, стального, во всех смыслах этого слова, крейсера «Аврора» в 80-е годы минувшего столетия.

Известно, что за многие десятилетия своей службы Отечеству на долю этого корабля выпало немало самых разных испытаний. Он пережил физическое старение и износ его несущих металлов, перенес тяжелые боевые ранения в трех войнах. В ходе многочисленных ремонтно-восстановительных работ и перевооружений заметно изменились не только внутреннее устройство и внешний вид исторического корабля, но и его предназначение.

Естественно, встала задача спасти изношенный корабль и сохранить «Аврору» как памятник отечественного кораблестроения и символ Революции 1917 г. для будущих потомков. Для решения этой непростой задачи ученым и кораблестроителям потребовалось провести тщательное изучение всех архивных материалов, несколько сот чертежных и технических описаний и документации, связанных со строительством и ремонтами крейсера «Аврора», а также привлечь историков и ветеранов-авроровцев, служивших в разные годы на этом корабле. И лишь только по заключению государственной комиссии, 31 января 1984 г. Совет министров принял специальное постановление о выполнении восстановительных работ на крейсере «Аврора» с целью его дальнейшего сохранения.

После трехлетней (с 1984 по 1987 гг.), сложнейшей работы ученых и ленинградских судостроителей «Аврора» вновь приобрела не только свой архитектурно-исторический облик, но и содержание его технической оснастки, восстановление всех образцов былого вооружения до 1917 г., средств связи, а главное — прочность днища корпуса из лучших образцов отечественного металла, что гарантирует плавучесть бронепалубного крейсера по крайней мере на 300 лет!

В ходе реставрации были восстановлены 244 макета наиболее важных механизмов и устройств, воссоздано 427 единиц оборудования самого различного назначения.
Надо отметить, что на этот раз особое место в восстановительных работах занимало обустройство музейных помещений, создание экспозиции по истории отечественного судостроения. Были сохранены уникальные образцы техники, конструкций корпуса корабля, интерьеров служебных помещений и матросских кубриков дореволюционного периода. Оборудованы такие агрегаты, как котельное отделение, третье машинное и румпельное отделения, угольный бункер, центральный пост, боевая, ходовая и штурмовая рубки и др.

При изготовлении, например, трех дымовых труб, надстроек, рубки, световых люков, наружных дверей и паровых катеров применялись прежние технологии — клепка, ручная выколотка, фигурное бронзовое литье в соединении со сталью. Это делалось с целью предохранить металл от электролитической коррозии, а заодно сохранить свидетельства мастерства и технологию наших предков. Заново изготовлены якоря, литые стальные якорные и швартовые клюзы, якорные цепи. И, что важно для «Авроры», как для военного корабля, специально восстановлено 42 наименования сохранившихся образцов вооружения и техники — всего 1732 единицы.

В восстановлении крейсера «Аврора» участвовали около 40 предприятий разных городов страны, из них 26 — ленинградских. Генеральным исполнителем являлся Судостроительный завод им. А.А. Жданова.
Теперь музейная экспозиция и сам корабль, как мемориальный памятник в металле, наиболее правдиво отражает историю «Авроры» с момента ее закладки, роль и место крейсера и его моряков в вооруженном восстании 1917 г., мужество и героизм авроровцев в Русско-Японской, Первой Мировой и Великой Отечественной войнах.

Ярким свидетельством заслуг «Авроры» перед нашим Отечеством являются ее высокие правительственные награды, подлинники которых бережно хранятся и экспонируются теперь в корабельном музее — Шестое Знамя ЦИК СССР, врученное крейсеру в 1924 г., и два ордена: Красного Знамени и Октябрьской Революции, на котором изображен сам крейсер «Аврора». Такой чести удостоен только один военный корабль нашего государства.

…Обретя вторую, новую жизнь, легендарный теперь уже корабль-музей «Аврора» призван быть образцом патриотизма, чтобы плыть в мирное будущее России. На его борту ежедневно получают вдохновляющий заряд гордости и славы за нашу Родину, ее героическое прошлое, тысячи посетителей из разных уголков страны, ибо история «Авроры» неотделима от героического прошлого нашей страны.
Чтобы наглядно выразить впечатление от посещения этого уникального корабля-музея, достаточно привести слова восхищения лишь двух знаменитых людей нашей планеты Земля, оставивших в книге почетных посетителей такие записи: «Аврора»! Как много в этом слове звучит для каждого человека. Палуба «Авроры» вошла в историю как стартовая площадка успехов Советского Союза во всех областях деятельности, в том числе и в развитии космонавтики», — Ю. Гагарин, космонавт номер один, Герой Советского Союза.

«Здесь хочется припасть губами к каждому сантиметру палубы, — писал летчик-космонавт номер два, Герой Советского Союза, генерал Г. Титов, посетивший «Аврору» с группой интернациональных космонавтов. — Все здесь говорит и дышит славными традициями наших дедов, отцов и старших братьев…»

Такие вот у нас непотопляемые, гордо плывущие в века корабли — герои, сотворенные в металле русскими руками…

  По материалам: Журнал 'Бильярд Спорт'

Еще новости

Мария Мамичева и Дмитрий Шевкунов - Чемпионы Москвы!

В столице прошел Чемпионат Москвы в дисциплине «Свободная пирамида».

Леонид Швыряев – серебряный призер Кубка мира! Элина Нагула и Павел Плотников – бронзовые!

В Казани завершился Кубок мира по бильярдному спорту в дисциплине «Свободная пирамида с продолжением».

Совещание тренерского совета МСБС

В Лужниках состоялось совещание тренерского совета МСБС.

Кубок мира в Казани!

С 22 по 28 апреля в Казани пройдет Кубок мира «Кубок Раиса Республики Татарстан» по бильярдному спорту.

Итоги Открытого Кубка Москвы NEXT. 3 этап

В ДБС «Москвич» состоялся третий этап Открытого Кубка Москвы «NEXT 2024».

Online регистрация на Кубок Москвы по снукеру

27-28 апреля в Московской Академии снукера состоится Открытый Кубок Москвы по снукеру.

Мария Мамичева и Андрей Шагаев – Чемпионы Москвы!

Во Дворце бильярдного спорта «Москвич» состоялся Чемпионат Москвы в дисциплине «Динамичная пирамида».

Чемпионат Москвы «Динамичная пирамида». Сетки турнира

В ДБС «Москвич» проходит Чемпионат Москвы в дисциплине «Динамичная пирамида».

Страна спортивная! Кубок мира! Сюжет из Суздаля!

Мини-фильм телеканала МАТЧ!СТРАНА из Суздаля.

ПРЕЗИДЕНТ МСБС ЕВГЕНИЙ ИВАНОВ НАГРАЖДЕН ПУШКИНСКОЙ МЕДАЛЬЮ

Президент Московского Союза бильярдного спорта Евгений Борисович Иванов награжден Пушкинской медалью.