Павел Гусев, Валерий Сюткин и Леонид Ярмольник о бильярде

Конечно, в первую очередь бильярд – это спорт. Но и непрофессиональный бильярд – прекрасное времяпрепровождение, которое имеет немало поклонников. Тем приятнее, что среди них есть и известные люди, замечательные музыканты и артисты. Мы собрали бильярдные истории некоторых из них.

Павел Гусев, главный редактор и владелец газеты «Московский комсомолец»

К бильярдному столу я впервые я подошел в 1970-х гг., но те подходы были, мягко говоря, любительскими. По-настоящему же в бильярд я с тал играть в начале 1990-х гг. И это уже было прочным основанием, чтобы стать в дальнейшем полупрофессиональным игроком. Играл я тогда помногу, в основном в московском Доме литераторов. На нижних этажах там одно время располагалась бильярдная, в которой стояло всего два стола, но ежедневно вокруг собиралось множество людей. Играли не только писатели, но и такие асы, как Володя Михалков, Александр Рыклин, Сергей Авдеенко... Я там появлялся раза четыре-пять в неделю. Приходил играть вечером, а заканчивал уже под утро.

У нас в редакции «Московского комсомольца» стоит бильярдный стол, так что я могу ежедневно в перерывах или после работы сыграть партию с кем-то из коллег.

В выходные дни езжу в бильярдные клубы, в том числе и в «Олимпийский». Иногда играю в сибирку, реже – в американку. Ну а самая моя любимая разновидность – это снукер. Увлекаюсь им давно и чаще всего играю именно в эту игру. Для меня бильярд – уникальный вид спорта, в котором прекрасно сочетаются и физическая подготовка, и стратегическое мышление. Это своего рода комбинация из шахмат и марафона. За вечер, ходя вокруг бильярдного стола, можно намотать несколько километров, не говоря уже о необходимости держать стойку и контролировать ритм и силу удара. Одновременно с этим голова постоянно занята расчетом игры: как забить этот шар, где после удара окажется биток, какая расстановка достанется сопернику и так далее.

Валерий Сюткин, российский певец и музыкант

Прелесть русского бильярда в том, что очень высока цена каждого шара. Если при игре, скажем, в пул нужно больше тактического мастерства, то в русском каждый падающий в лузу шарик доставляет эстетическое удовольствие. Это и геометрия, и возможность накрутить километры вокруг стола, что, кстати, делает бильярд полезным для здоровья. Главное же – неформальное, но при этом подчеркнуто уважительное общение за столом. В пирамиде же всегда можно форой уравнять шансы на победу. А если, например, в теннисе класс одного из соперников выше, то игра теряет привлекательность и становится неинтересной. Эта игра учит не только побеждать, но и красиво проигрывать. Стараюсь в свободное время брать кий и получать удовольствие от игры на бильярде.

Леонид Ярмольник, советский и российский актёр театра и кино

Мне кажется, бильярд в моей жизни существовал всегда. Долгие годы во время гастролей по стране мы с коллегами-артистами, не умея этого делать, катали шары в Домах офицеров. Затем нас с Леней Якубовичем позвали на открытие первой в Москве большой бильярдной «Пирамида», после чего мы стали иногда заезжать туда. А потом появился азарт и захотелось научиться играть так, чтобы получалось. Игра эта только на первый взгляд простая. Как правильно встать и держать кий, можно узнать за день, но ведь есть еще мастерство нанесения удара. И в зависимости от того, какое движение ты хочешь сообщить шару, технология удара должна быть разная – по силе, скорости, плавности... А это уже знания, опыт, интуиция, если хотите, талант и даже чутье. Сначала я узнавал все премудрости сам. Что-то читал. У всех интересующихся игрой есть классический учебник Лемана «Теория бильярдной игры». В советское время он был в дефиците и ходил по рукам, перепечатанный на машинке, словно Солженицын. Сегодня не проблема купить его в хорошем издании. Много позже какие-то свои секреты мне открывали профессионалы. Вот уже 10 лет бильярд для меня – любимое времяпрепровождение, отдых, своеобразная релаксация. Тем более что бильярдная есть в моем загородном доме, и когда-то мы с друзьями даже проводили там турниры. Были Леня Якубович, покойный Влад Листьев, Коля Расторгуев, Андрей Макаревич. В бильярде важен элемент везения. Многое зависит от психологического состояния, настроения. Здесь есть понятие «мой/не мой день». Один раз играешь – все шары уходят в лузы. А в другой раз делаешь то же самое, но шары ударяются в лузу и выходят обратно.

В подготовке материалов также использованы материалы ресурсов: billiardworld.rumk.rubilliardi.ru.

Еще интервью