Из Истории: Бильярд в искусстве

Николай Ратозий (Капитан первого ранга, кандидат исторических наук) В 70–80-е годы XIX в. бильярд стал модным развлечением самых различных слоев общества, своеобразным почетным атрибутом почти каждого зажиточного семейного дома. Когда эта игра развивалась по уже устоявшимся правилам, она становилась все более привлекательной для художников реалистического направления. Особенно часто на картинах изображали красиво обустроенные бильярдные залы, где главным предметом был бильярдный стол с игровыми аксессуарами к нему. Роскошь царедворцев… Как оценивают искусствоведы Русского музея, наиболее выразительной в этом плане считается картина художника А.И. Морозова «В бильярдной», написанная им в 1876 г. При этом важно подчеркнуть, что это редчайшее в русской живописи произведение на бильярдную тему, выполненное на холсте (размером 44,5х60,7), впервые отражает не просто страсти игроков, а скорее реалистично воспевает бильярд как культурное явление в обществе этого периода. На картине изображены: пространство бильярдного зала, залитого «верхним светом», большая коллекция тщательно подобранных живописных полотен; в центре красуется бильярдный стол с лежащими на нем киями и шарами. Сидящий на диване старик и лежащая у его ног охотничья собака передают атмосферу уюта и комфорта, в которой пребывает хозяина дома — владелец весьма привлекательной бильярдной. Здесь надо подчеркнуть, что столь великолепно изображенная Морозовым бильярдная не была придумана художником. К концу XIX в. подобные игровые залы уже реально существовали, и их можно было увидеть во многих городах России. Более того, нередко бильярдные во дворцах и имениях сами становились своеобразными картинными галереями, центрами культуры и искусства. Многие из них, к счастью, сохранились и по сей день, являясь частью музейной коллекции. Есть и такие бильярдные залы, оформление которых вызывает восхищение даже сегодня, в наш космический и атомный век. Причем это не только знаменитые царские бильярдные образца XVIII в., как например, в «Китайском дворце» Ораниенбаума, где в центре зала стоит украшенный инкрустацией по дереву бильярдный стол в окружении творений крупнейших венецианских художников: Д.Б. Питони, Я. Гуарана, Г. Дициани, Ф. Цуньо, Д. Маджотто; портретов Г. Грота, П. Ротари, Ж. де Сампсуа и других, но и, например, изящно оформленные и разукрашенные по эскизам придворного художника О. Мельцера бильярдные аксессуары в императорских кабинетах-бильярдных Зимнего дворца, Царского села, а также знаменитого Павловского дворца, которые изготавливались под личным контролем и при участии самих владельцев царского двора. Что касается императорской бильярдной Павловского дворца, то созданная по указанию Екатерины II и оформленная еще в 1887 г. скульптором М. Александровым, она до сих пор сохранила свое убранство. Комнату, например, украшают барельефы на античные сюжеты. Мебель из красного дерева с бронзовыми украшениями искусно изготовлена российскими мастерами-краснодеревщиками в конце XVIII в. На стенах — живописные виды Венеции работы итальянских мастеров М. Мариески и Ф. Гварди. Люстра, подсвечники, расписные фарфоровые изделия, картинные рамы украшены золоченым покрытием… Все это наглядно свидетельствует об отношении представителей царского двора того времени к бильярду, которое, вполне естественно, способствовало развитию и почитанию этого культурного явления в других слоях русского общества. Одним словом, искусство художественного оформления бильярдных на Руси в целом не намного отставало от Запада. Это подтверждает и тот факт, что не менее красивыми сохранились до сих пор подлинные «бильярдные храмы» во дворце графов Шереметьевых (Музей-усадьба Кусково), в знаменитом доме Морозовых-Рябушинских (владения МИДа в Москве), в Московском доме-музее Ф.И. Шаляпина. В бильярдной 70-х годов XVIII в. графов Шереметьевых, например, один только живописный десюдепорт, изображающий царицу Клеопатру, ожидающую смерти от жала змеи, чего стоит! Этот сюжет не кажется случайным для бильярдной залы эпохи Екатерины II, учитывая, что бильярдная всегда была полна азартных игроков самого высокого ранга. До сих пор одной из лучших бильярдных, с точки зрения художественного оформления, считается бильярдная, находящаяся в Крыму — в Воронцовском дворце в Алупке. Ее отделка отличается изяществом и в то же время лаконизмом. Стены окрашены в красно-коричневые тона, рисунок потолка, панелей и камина действует на игроков успокаивающе. Здесь же стоят ломберные столики, два музыкальных инструмента. В центре зала — бильярдный стол из красного дерева, а рядом с ним на столике установлен кубок из бронзы в позолоте. Характерно, что в этой бильярдной среди картин, представляющих сегодня собрание музея, много полотен фламандских, голландских и итальянских мастеров. Над диванами висят два огромных натюрморта фламандского художника Питера Снейерса (1681—1752 гг.). Написаны они с мощью и размахом и создают в бильярдной комнате атмосферу домашнего уюта. К сожалению, не каждой из таких дворцовых или усадебных бильярдных была уготована счастливая судьба в начале XIX в. К примеру, знаменитая бильярдная одного из богатейших людей России того времени князя Н.Б. Юсупова, украшавшая своей картинной галереей дворец «Каприз» в подмосковной усадьбе Архангельское, пережила варварское нашествие наполеоновских солдат во время Отечественной войны 1812 г. и сильно пострадала. «Везде побиты зеркала, люстры, унесены со столов мраморные доски, разломаны китайские ширмы, биллиард…», — так писал управляющий Архангельского Плотников в докладной Юсупову 20 декабря 1812 г. Несмотря на эти потери, уже в 1819 г., после реставрации малого дворца «Каприз», как описал в своих трудах профессор архитектуры С.В. Бессонов: «В одной из комнат «Каприза», где стоял биллиард, было развешано 30 картин Ротари». С тех пор юсуповский дворец (а вместе с ним и его знаменитая бильярдная) стал одним из лучших и красивейших среди усадеб Подмосковья. Вскоре А.С. Пушкин посетил усадьбу Архангельское вместе с С.А. Соболевским, а позже с П.А. Вяземским и, вдоволь поиграв в бильярдной со старым князем Юсуповым, в своих воспоминаниях писал: «Ступив за твой порог, я вдруг переношусь во дни Екатерины». По материалам журнала 'БИЛЬЯРД СПОРТ' №3

Еще новости

Леонид Швыряев – серебряный призер Кубка мира! Элина Нагула и Павел Плотников – бронзовые!

В Казани завершился Кубок мира по бильярдному спорту в дисциплине «Свободная пирамида с продолжением».

Совещание тренерского совета МСБС

В Лужниках состоялось совещание тренерского совета МСБС.

Кубок мира в Казани!

С 22 по 28 апреля в Казани пройдет Кубок мира «Кубок Раиса Республики Татарстан» по бильярдному спорту.

Итоги Открытого Кубка Москвы NEXT. 3 этап

В ДБС «Москвич» состоялся третий этап Открытого Кубка Москвы «NEXT 2024».

Online регистрация на Кубок Москвы по снукеру

27-28 апреля в Московской Академии снукера состоится Открытый Кубок Москвы по снукеру.

Мария Мамичева и Андрей Шагаев – Чемпионы Москвы!

Во Дворце бильярдного спорта «Москвич» состоялся Чемпионат Москвы в дисциплине «Динамичная пирамида».

Чемпионат Москвы «Динамичная пирамида». Сетки турнира

В ДБС «Москвич» проходит Чемпионат Москвы в дисциплине «Динамичная пирамида».

Страна спортивная! Кубок мира! Сюжет из Суздаля!

Мини-фильм телеканала МАТЧ!СТРАНА из Суздаля.

ПРЕЗИДЕНТ МСБС ЕВГЕНИЙ ИВАНОВ НАГРАЖДЕН ПУШКИНСКОЙ МЕДАЛЬЮ

Президент Московского Союза бильярдного спорта Евгений Борисович Иванов награжден Пушкинской медалью.

Фотоотчет с Командного Кубка мира в г. Суздаль