Константин Степанов: путь от игрока до тренера

С чего все начиналось и помнишь ли ты своего первого ученика?

— Сейчас уже на вскидку первого ученика вспомнить трудно, было это лет 8 назад. Помню лишь, что тогда это были совершенно спонтанные действия, безо всякой системы. Одним из первых полигонов для испытаний был Тема Тарнопольский, не могу сказать, что с ним было просто, тем не менее, с его помощью я многому научился. А потом был целый поток учеников, в тот момент главной целью тренировочной деятельности был именно дополнительный заработок. Когда мне удалось самому достичь такого уровня игры, когда можно было обходиться лишь призовыми, спонсорскими деньгами, я прекратил тренировать, мне было около 20 лет, я был сосредоточен на себе и своих достижениях. Со временем я немного устал от собственной спортивной карьеры, и мне вновь стало интересно заниматься с учениками, давать им что-то.

С кем проще работать — со взрослыми или с детьми?

— Плюсы есть и у тех, и у других. У детей больше свободного времени, масса желания и они гораздо меньше думают, многое им нужно передавать в ощущениях. Взрослые же, думают гораздо больше, им проще донести большинство вещей словами, а в ощущениях передать почти невозможно. К тому же, взрослым сложнее, чем детям воспроизвести объясненное на столе. С кем интереснее? С тем, кому самому интересно.

Кто быстрее прогрессирует — мальчики или девочки, мужчины или женщины?

— Мужчины в целом прогрессируют быстрее, но из любого правила есть исключения и частности. Сложно сравнивать упорную трудолюбивую девочку и мальчика с нарушениями координации. С мужчинами и чуть проще работать, поскольку в них изначально природой заложено больше факторов, влияющих на достижение результата – сила, выносливость, решительность. Хотя, повторюсь, разные случаи бывают, и среди мужчин встречаются, например, настолько замороченные и уверенные в своей правоте товарищи, что донести до них что-либо попросту невозможно.

Ты работаешь строго индивидуально или есть определенные шаблоны?

— У каждого преподавателя есть система, у меня она выработалась довольно четко. Она заключается не столько в наборе упражнений, сколько в поэтапной подаче материала, причем абсолютно индивидуальной. Упражнения же можно придумывать прямо на ходу в зависимости от того, что нужно отработать конкретному ученику. Разумеется, есть основные вещи, которые нужно проходить абсолютно всем и без которых дальнейший прогресс невозможен. На начальном этапе шаблонность должна быть обязательно, ничего хорошего не будет, если у человека есть пробелы в основополагающих моментах. Впоследствии же, на мой взгляд, подход должен быть строго индивидуальным, и задача тренера как раз и состоит в том, чтобы подмечать, какие его ученик допускает ошибки и работать над их исправлением. Правда, ко мне приходят ребята, которые уже многое умеют и достигли определенных успехом на своем, детском уровне, а потому я всегда работаю индивидуально и основы объяснять им приходится довольно редко. Часто получается так, что я сам разбираю какую-то тему, скажем, «стрейт-пул», в этом случае я могу давать этот материал всем четверым своим ученикам, но сложность подачи, разумеется, будет зависеть от уровня игры каждого.

Что лучше работает – мягкое и доброе слово или жесткость?

— Универсального ответа нет. Мало того, что к каждому нужен индивидуальный подход, так еще и каждый день иногда требуется свой метод. Психология – самая сложная тема. Иногда бывает нужно немного надавить на ученика, чтобы он собрался, начал быстрее соображать, а, бывает наоборот, — надавишь, и он уже рассыпался. Такие случаи необходимо тонко чувствовать, здесь не может быть универсальных рецептов. Главное – самому не выходить из себя, а если ты начинаешь раздражаться, что у человека ничего не получается, нервничать, получается полная сумятица. Сам я, бывает, не справляюсь, теряю контроль и начинаю давить в тех случаях, когда это совершенно не нужно, когда кажется, что у человека не получаются самые простые вещи. Потом вспоминаю, что у меня на их изучение ушло 15 лет жизни, и я пытаюсь впихнуть их в своего ученика за несколько дней. Тем не менее, стараюсь использовать добрые слова, иногда могу пошутить, чтобы разрядить обстановку, ведь дети зачастую принимают все очень близко к сердцу.

Ищешь ли ты главный принцип, главное слово, главный прием в преподавании?

— Обязательно. Любая деятельность – стремление к безупречности, и в преподавании также существует недостижимый идеал и в отношении к процессу, и в том, насколько быстро ты можешь донести до ученика суть. Все это схоже с огранкой алмаза, когда ты шлифуешь, доводишь до совершенства, казалось бы, уже готовый продукт. Так, например, еще четыре года назад мне казалось, что я знаю все про «стрейт», а проработав несколько дней с детьми, понял, что узнал во много раз больше нового, это казалось нереальным. Постепенно действительно прихожу к тому, что любую игру возможно объяснить за два часа, правда, не факт, что эта информация принесет пользу, будет понятна, какой бы простой она ни была. Ведь в Библии тоже написаны довольно простые вещи, но на ее понимание уходят годы. Поэтому иногда приходится объяснять тот или иной аспект по 50-100 раз, чтобы было понятно каждому ученику.

Получается, ты ищешь наиболее точные слова?

— Я постоянно ищу суть, то, что нужно знать обязательно, и стараюсь как можно проще это преподнести. Посмотрите на великих игроков, мастерство как раз и заключается в том, что зритель не успевает замечать весь рабочий процесс, ему кажется, что все настолько лаконично и просто, что так и хочется сказать: «Что же тут сложного? Я тоже так могу!». Чем больше ты преподаешь, тем сильнее стараешься выжать из всего объема информации только то, что нужно, как сок из апельсина.

Какая твоя главная тренерская мечта?

— Сейчас у меня нет больших амбиций по поводу учеников. Еще года два-три назад для меня было важно, чтобы ребята показывали хороший результат на соревнованиях, выигрывали чемпионаты России. Признаюсь, это очень тешило мое самолюбие. Сейчас же начал по-другому относиться ко всему, для меня важно, чтобы сам человек формировался в правильном направлении. Гораздо важнее спортивных показателей то, каким он становится внутри, как его меняет турнирная практика, как он учится проигрывать, завидует или нет, как ведет себя в обществе. Взрослые-то приходят только за подсказками, а детей нужно вести, быть для них примером, делать все, чтобы они становились хорошими людьми.

Бывало ли, что опускались руки?

— Не без этого. Думаю, в любой деятельности бывают такие моменты. В моей работе в таких случаях несколько проще, чем в других случаях. Если становится понятно, что не сходишься с учеником, что он к тебе пришел с не совсем правильными целями, можешь отказаться от занятий в любой момент. Бывало, что приходилось так и поступать именно потому, что бильярд фигурировал лишь как 35-я задача. Были ли совсем, что называется, «тупые»? Да, и такое было. Были и случаи, когда человек очень хотел, но это просто оказывалось не его делом. Как сказал однажды Йохан (Рюйсинк – прим. ред): «Тренер – лишь 5% результата». Ты можешь, как угодно стараться донести информацию до человека, но основную работу он должен сделать сам. Раньше я очень переживал по этому поводу, а сейчас понял, что ничего страшного в том, что у ученика ничего не получается, нет, просто, он начал заниматься не своим делом.

У твоих учеников бывают моменты застоя?

— С первого дня тренировок видно, кем будет человек, даже, если ему 10 лет и он играет всего год. Сразу понятно, кто будет играть, а кто – нет. Достаточно лишь раз посмотреть на человека, как он ведет себя за столом, как жмет руку, когда проигрывает или выигрывает. Прекрасно знаю, насколько я могу помочь тем ребятам, с кем занимаюсь сейчас, к какому результату они могут прийти, а потому и руки не опускаются. Не пытаюсь подстричь всех под одну гребенку, и сделать из всех чемпионов мира. К тому же, ребята очень разные, по-разному подходят к игре, у каждого характер и свой потолок. Кто-то продолжит спортивную карьеру, а кто-то, возможно, в скором времени и вовсе престанет играть и займется чем-то другим, но это не повод не пытаться с ним заниматься, не вкладываться.

Соотносишь ли ты себя с кем-то из своих тренеров – Митасовым, например?

— С Митасовым себя не соотношу, ведь он никогда со мной индивидуально не занимался и больше времени уделял русскому бильярду. А это все-таки разные игры. Он никогда не играл в пул. За все время, наверное, можно выделить несколько часов, которые он мне посвятил, точнее, нам, потому что мы, как правило, там приходили группой. Я беру многое у таких тренеров, как Йохан, Сандман, я видел, как они занимаются с учениками. В целом же стараюсь идти только своим путем – и систему, и подход стараюсь формировать сам, не стараясь кого-то копировать.

Видишь ли себя в ком-то из своих учеников?

— Да, этот человек — Давид Маслов. Мы во многом с ним похожи, и он мне очень нравится, как человек, а от этого очень много зависит в процессе преподавания — чем больше ты находишь общего между учеником и собой, тем проще и приятнее тебе заниматься.

Кем из своих учеников можешь гордиться?

— Как раз Давидом. Правда, ребята приходят ко мне уже фактически готовым продуктом, то есть уже с поставленной базой, а потому назвать их «моими» учениками в полном смысле этого слова — нельзя. Для них важно получить определенную информацию в зависимости от своего уровня игры, и я никогда не делю их на «своих» и «чужих». В случае с Давидом меня восхищает, когда человек гармонично сочетает в себе и присущие профессиональному спортсмену качества, и чисто человеческие, ставит перед собой задачи и целенаправленно к ним движется. В целом же, как я уже говорил, испытываю душераздирающих эмоций на турнирах, понимая, что победы и поражения будут всегда — это часть процесса обучения, часть пути, по которому каждый проходит. Конечно, есть радость или разочарование, но не больше. Большинство же тренеров буквально проживают каждый матч своих учеников, возможно, я буду испытывать те же эмоции, когда будут играть мои дети, но постараюсь себя тормозить. Нет, мне не все равно, но со временем я научился относиться философски к их результатам.

Посоветуешь ли ты кому-нибудь из учеников сделать бильярд своей профессией?

— Сложный вопрос. С одной стороны, не могу посоветовать, но и не посоветовать не могу. С точки зрения заработка, бильярд, явно, не самая прибыльная профессия. В то же время немногие могут похвастаться такой обширной географией путешествий, внутренней силой и целеустремленностью. Посмотрите на Чинахова в его 17 лет. Если человек приходит, начинает заниматься, показывает неплохой результат, возможно, он действительно попал в свой вид спорта, ведь это судьба, когда человек начинает заниматься тем или иным делом. В любом случае, всегда отдаю себе отчет в том, что ребенок в любой момент может развернуться и пойти делать что-то другое. Почему советую играть детям? Совсем не для того, чтобы они стали чемпионами мира и написали мое имя в анкете, а потому что знаю, что им будет классно. Сам помню эти ощущения, когда тебе всего 16-17 лет, а ты уже всю Европу объездил.

Так в каком же возрасте нужно начинать?

— Однозначного ответа на этот вопрос нет. В крупной развивающейся системе, какой сейчас стал бильярд, серьезных успехов добиваются те, кто уже в 12-13 лет показывает неплохие результаты, потому что требования к техническим навыкам возросли колоссально. Исключения, разумеется, будут всегда, талантливые люди во различных видах спорта начинали поздно и добивались серьезных результатов. В этом смысле у бильярда есть огромное преимущество – это один из немногих видов спорта, в котором возраст не играет решающей роли, но начинать лучше, конечно, с детства. Простой пример: в Америке очень много «шпилевых» игроков, которые, по всей видимости, начинали играть в юном возрасте, а раскрываются где-то к 30-ти годам. Или тот же Нильс Файен, который в юниорах ничего не показывал, а сейчас один из лучших игроков в мире. Да, у него колоссальное желание, но посмотрите при этом на его технику — видно, что в ней есть определенные недостатки, что он совсем не пластичный парень, но ведь это ему совсем не мешает добиваться впечатляющих результатов. Поэтому детям я советую начинать лет с 9-ти, раньше попросту нет смысла, это будет не тренировка, а обыкновенное пинание шаров, а у спортсмена должен быть стержень.

Верно ли утверждение, что настоящий тренер должен убить в себе игрока?

— Доля истины в этом есть. Ведь в индивидуальных видах спорта многое завязано на азарте. Такие «игроки», как правило, редко становятся хорошими тренерами, потому что им нужны ощущения, нажива, адреналин, в конце концов, а преподавание — совсем не их стихия. Игроки, как правило, если им надоедает, уходят в другие виды спорта, например, бильярдисты – в покер. Преподавание – это особый склад характера. Я, например, совершенно не азартный человек, никогда не играл ни в казино, ни в покер, ни во что-либо подобное, да и желания не возникало. Вообще частенько задумываюсь, как с таким подходом к жизни попал в большой спорт. Мне нравится тренировать, я отношусь к этому процессу с интересом, с душой, люблю рассказывать ученикам об игре, делиться своими мыслями. Думаю, что игрок и хороший тренер – несовместимые вещи.

Этот конструктивный перелом в твоем характере не так давно произошел?

— Да. Раньше мне больше нравилось играть, ездить по разным странам, чуть ли не каждую неделю куда-то летать, а потом устал. Такой ритм жизни меня очень утомляет, хотя, безусловно, многим он нравится. К тому же, мне тяжело внутри бильярдной тусовки, постепенно мне в ней стало неинтересно. Осознав, что любовь к игре осталась, а желание играть – нет, я нашел для нее другое воплощение.

Спасибо, Костя, за содержательную беседу, удачи тебе в тренерской деятельности и новых открытий.

По материалам Propool.ru

Еще новости

ЧЕТВЕРТЬФИНАЛИСТЫ «КУБКА МЭРА МОСКВЫ» 2024

Определены участники четвертьфиналов «Кубка мэра Москвы 2024».

«Кубок мэра Москвы». Видеотрансляции

Видеотрансляции «Кубка мэра Москвы».

«Кубок мэра Москвы». Сетки турнира

Сетки турнира «Кубок мэра Москвы» 2024.

«Кубок мэра Москвы». Итоги третьего дня

В ДБС «Москвич» завершен третий день «Кубка мэра Москвы».

Репортаж «Кубка мэра Москвы» с Алиной Шагаевой

Легендарный Репортаж с «Кубка мэра Москвы».

Фотоотчет Кубка мэра Москвы. Часть 1

«Кубок мэра Москвы». День второй

Итоги второго игрового дня «Кубка мэра Москвы».

Итоги первого дня Кубка мэра Москвы!

Итоги первого игрового дня «Кубка мэра Москвы».

Новый Рекорд «Кубка мэра Москвы»!

Итоги регистрации «Кубка мэра Москвы» в дисциплине «Китайская восьмерка».

ЦЕРЕМОНИЯ ОТКРЫТИЯ «КУБКА МЭРА МОСКВЫ» 2024

В столице стартовал Кубок мира по бильярдному спорту «Кубок мэра Москвы».